РОСБАЛТ

544 подписчика

Свежие комментарии

  • warig Рыжаков
    Согласен. Нам давно пора отказаться от всяких зелёных фанатиков. Да и другим нормальным странам.В Конгрессе США п...
  • Александр Токмаков
    17 летняя ссыкуха во всём уже разбирается. Дорогу в депутаты наверное начала метить.В Москве перед вы...
  • Георгий Михалев
    Правильно, тараканов нужно травить.Во Франции полици...

На Украине вновь грядет «перетягивание православия»

На Украине вновь грядет «перетягивание православия»

Приходская жизнь украинских православных уже давно не дает даже российским телеканалам поводов снимать сюжеты в духе «Украина в огне религиозной войны». Ну вот, например, в мае приход в селе Фарбоване Киевской области путем голосования решил покинуть Украинскую православную церковь (Московского патриархата) и присоединился к благословленной Константинополем Православной церкви Украины. А несколькими днями ранее сторонники УПЦ МП силой захватили храм в селе Заболотье Ровненской области (это Западная Украина). Он числился за ПЦУ, но многие верующие были с этим не согласны и решили, что им храм нужнее, а местная полиция предпочла не вмешиваться. Но по сравнению со страстями, кипевшими в церковной жизни Украины еще два года назад, эти два эпизода — тишь да благодать. Но будет ли так продолжаться и в дальнейшем? 2021 год для Украины особенный — она готовится 24 августа отпраздновать 30-летие своей независимости, и в преддверии этой даты повестку задают национально-ориентированные силы, в том числе и в «духовном пространстве», что практически не оставляет места УПЦ. Простой пример: возвращается с фронта в родной город очередная группа военных, их встречают местные власти, ветераны, политики и священники — но только от ПЦУ.

Позвать «московских попов» никому и в голову не придет, да они и сами не придут. Но далее происходит формирование разных общественных, потом — государственных структур. «Константинопольские» и руководимые ими общины в этом процессе участвуют, «российские» священники и активисты — нет. В результате, получается, что значительно меньшая по численности священников и приходов ПЦУ несет государствообразующую функцию, а обладающая большими возможностями УПЦ — «окормляет пенсионеров». На фоне куда более высокой религиозности украинского общества (чем, например, в соседних Беларуси и России) в выигрыше оказывается та церковь, которая берет на себя максимум социальных обязанностей. А буквально через три месяца она еще получит дополнительную поддержку в виде визита Вселенского патриарха Варфоломея. Варфоломей уже подтвердил свое намерение посетить Украину в августе 2021 года, на празднование 30-летия независимости. Последний раз он был в «Незалежной» в 2008, а ровно 10 лет спустя провел стремительную операцию по юридическому оформлению Православной церкви Украины, отменив акт 1686 года о передаче Киевской митрополии под управление Москвы. 5 января 2019-го Томос об автокефалии был подписан, а на следующий день, в Рождественский сочельник, торжественно дарован новой украинской церкви: патриарх вручил документ митрополиту Киевскому и всея Украины Епифанию. Впрочем, пока ПЦУ «одобрена» лишь четырьмя православными церквями — самой Константинопольской, Александрийской, Кипрской и Элладской, а потому УПЦ во главе с митрополитом Онуфрием считает себя единственной канонической на Украине, утверждая, что ни один архиерей не может приехать на Украину без ее разрешения. «Варфоломей должен проситься заехать к нам послужить», — прямо заявляют иерархи УПЦ МП. Вот только проблема в том, что он приедет вопреки их желанию, и сделать с этим «московская церковь» ничего не сможет. Расклад «православных сил» К началу 2021 года УПЦ МП все еще не окончательно потеряла свой масштаб и влияние. «Дочка» Русской православной церкви по-прежнему имеет на Украине примерно 13 тыс. приходов против более чем 8000 у ПЦУ (еще почти 4 тыс. приходов у греко-католиков). Ее храмы стоят по всей стране, и на Западной Украине их не меньше, чем на Восточной. Митрополит Киевский Онуфрий посещает все топ-мероприятия, в том числе с участием президента Зеленского, наравне с другими главами церквей. Наконец, в ведении УПЦ МП остаются две крупнейшие (и доходнейшие) святыни — Киевско-Печерская и Почаевская лавры. Однако уже можно сказать, что государствообразующей, пусть и неофициально, стала Православная церковь Украины. Именно на нее «оглядываются» при выработке государственной политики, именно ее иерархи представляет украинское православие да и страну за рубежом. А соцопросы показывают, что прихожанами ПЦУ называют себя от 40% до 50% населения Украины, УПЦ МП «отдали голоса» 15%, значительная часть назвала себя «просто православными». Вот, правда, процесс «признания» ПЦУ притормозился — напомним, что таких православных церквей, считающих новую церковь канонической, пока четыре, но может текущий год эту ситуацию как-то поменяет. В общем, «раскольники» явно опережают по многим позициям каноническую церковь (во всяком случае таковой ее считают в РПЦ), да и сама УПЦ МП кое-что сделала, чтобы подорвать свою репутацию. Сейчас уже нечасто вспоминают о скандале, случившемся в январе 2018 года в Запорожье, где трагически погиб пятилетний мальчик, а «московский» священник отказался его отпевать, поскольку крестили ребенка в Киевском патриархате, преемником которого стала ПЦУ. Именно этот случай привел к массовому исходу из УПЦ верующих целыми приходами: люди просто собирались, подписывали совместное заявление, вывешивали у церкви сине-желтый флаг и обращались в Киевский патриархат с просьбой прислать им своего священника. Собеседники корреспондента «Росбалта» в УПЦ МП признают, что моральный авторитет «российской церкви» был подорван именно тогда. Ситуацию усугубили финансовые и прочие скандалы (например, митрополит Павел, наместник Киевско-Печерской лавры, из-за любви к дорогим автомобилям и нелюбви к соблюдению правил дорожного движения получил среди верующих кличку «Паша-Мерседес»), и вопрос официального оформления ПЦУ стал вопросом государственной повестки. При нынешнем президенте украинское государство старается не вмешиваться в религиозное противостояние, более того, старательно избегает любой «накачки» вопроса о том, «кто кому православный». Владимир Зеленский вообще не причисляет себя к какой-либо конфессии, ухитряясь при этом «не быть атеистом», ПЦУ плотно ассоциируется с его главным политическим оппонентом — Петром Порошенко, опальный глава ОПЗЖ Виктор Медведчук при любом удобном моменте подчеркивает свою приверженность «московскому» православию. Так что для Зеленского просто не остается вариантов — кроме как делать вид, что любое религиозное соперничество не имеет к нему никакого отношения. Пока это удается, хотя по факту — все сложнее. 6 мая прибывший в Киев госсекретарь США Энтони Блинкен встретился как раз с главой ПЦУ Епифанием, и они вместе возложили цветы к памятнику героям, погибшим в войне на юго-востоке. Послание в адрес Владимира Зеленского получилось очень красноречивым. А впереди Владимира Александровича ждет еще более жесткое испытание. Ему тут все никак не удается «посмотреть в глаза Путину», да и патриарх Кирилл не приедет в Киев с моральной поддержкой идеи «просто прекратить стрелять». А вот Варфоломей — приедет, и в глаза ему придется посмотреть, а рядом будет стоять и ехидно улыбаться Петр Порошенко. И вообще, Владимир Зеленский лучше кого-либо понимает, что 24 августа — не его праздник, и ему его нужно просто пережить, стиснув зубы. Потому что при всех противоречиях, разрывающих украинское общество, остается война в Донбассе, воспринимаемая этим обществом только как российская агрессия, и тем самым продолжающая сплачивать людей вокруг национально-патриотической повестки. И пока «на нуле» стреляют, время работает на Православную церковь Украины и против Украинской православной церкви. Кирилл Карасев, Киев

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх