РОСБАЛТ

543 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна
    А Украина хоть какие-то пункты из Минских соглашений выполнила? Всё претензии предъявляют, вот теперь как Кравчук, и ...Кравчук раскритик...
  • Konstantin Петров
    Заболеваемость ковидом в России на этой неделе выросла на треть, а потому разрешили полеты в Турцию и открыли Россию ...Голикова: Заболев...
  • Василий Иванович
    Там у Голиковой явно крыша поехала, истерят о рекордных заболевших и открывают Турцию. Тетка с головой не дружитВостоковед Исаев:...

Нацбест 2021: новые судьи голосуют за новых писателей

Нацбест 2021: новые судьи голосуют за новых писателей

Состав короткого списка премии «Национальный бестселлер» стал сюрпризом и для тех, кто следит за Нацбестом, и для самих экспертов, принимавших участие в голосовании. Вопреки прогнозам, в шорт-лист не попали самые именитые номинанты: за бортом оказались маститые авторы Андрей Рубанов, Андрей Геласимов, Роман Сенчин, Герман Садулаев. Члены жюри предпочли дать шанс новым именам, оправдывая тем самым девиз Нацбеста «Проснуться знаменитым». В списке финалистов оказались три дебютанта премии и два произведения, поданных в виде рукописи. Новая литературная реальность — мир наркоманов, волонтеров, интернет-мессенджеров и поиска справедливости. В шорт-лист 2021 года вошли Михаил Гиголашвили (роман «Кока» — путешествие молодого неприкаянного наркомана по Европе в поисках дозы и приключений), Александр Пелевин (роман «Покров-17» о загадочных событиях в одноименном закрытом городе в Калужской области), Вера Богданова (антиутопия «Павел Чжан и прочие речные твари»), Мршавко Штапич (роман «Плейлист волонтера», написанный от лица участника поискового движения «ЛизаАлерт»), Иван Шипнигов (роман «Стрим», состоящий из фрагментов, написанных в формате сообщений интернет-мессенджеров) и Даниэль Орлов (книга «Время рискованного земледелия» — роман о справедливости в понимании русского человека).

«Из шести финалистов только один, Александр Пелевин, раньше доходил до финала, остальные в шорт-листе впервые, — отмечает Владислав Толстов, критик, ответственный секретарь оргкомитета премии «Национальный бестселлер. — Когда шла работа Большого жюри, его члены писали рецензии, обменивались мнениями и делали какие-то свои прогнозы, то чаще всего звучали имена Андрея Рубанова, Романа Сенчина, Сергея Носова. Но фавориты в список не попали. Это довольно часто встречающийся психологический казус, когда члены жюри не голосуют за явных фаворитов, полагая, что те и так пройдут в финал, предпочитая дать шанс другому тексту, написанному кем-то из новых авторов.» Наибольшее число баллов (десять) набрала книга Михаила Гиголашвили «Кока», которую номинировала на премию Елена Шубина, руководитель «Редакции Елены Шубиной». «Я считаю этот роман выдающимся; давно не доводилось иметь дело с таким мощным героем, — комментирует она свой выбор. — Может быть, в „Лавре“ Евгения Водолазкина. Это тот случай, когда герой, собственно, и есть сюжет, именно он строит всю динамику повествования, которое преподносится как роман-путешествие: молодой человек Николоз Гамрекели, Кока, перемещается по жизни, меняя географию, пересекаясь с разными людьми, осваивая пространство — собственной души в том числе. Картины ада (ужас наркоты, воры в законе, психушка в Германии, тюрьма в Дагестане) сменяются картинами рая (детство и юность в Тбилиси, нежнейшая ностальгия, любовь к близким). И как в настоящем большом романе второй главный герой повествования — язык». И критики, и номинатор романа отметили, что Гиголашвили выдал в «Коке» выдающиеся художественные метафоры смутного времени. «Такого разнообразия художественных языковых средств не встречала давно, — продолжает Шубина. — Речь самого героя, в том числе бесподобный юмор, русско-голландский эмигрантский волапюк, забавные диалоги клошаров-философов в Амстердаме, деловой стиль медицинских допросов в Германии, тюремная феня, „внутренний“ язык старых кварталов Тбилиси — все живое. Роман завершает вариация на тему Воскресения — небольшая рукопись, написанная героем позже, по следам своего путешествия в поисках искусительной свободы». Литературный процесс служит отражением резких трансформаций, которые сегодня переживает общество. 2021 год выводит на авансцену новых людей, и не только в литературе. Выбирая короткий список Нацбеста 2021, новые судьи проголосовали за новых писателей. По мнению Дмитрия Морозова, члена Малого жюри Нацбеста 2021, генерального директора компании BIOCAD, на выбор номинантов повлияли триггеры последних лет, и резкая трансформация мира из-за пандемии сыграла здесь не последнюю роль. «Дело не в том, что шорт-лист Нацбеста обошел, казалось бы, маститых авторов, а в том, какие именно темы попали в фокус внимания жюри, — подчеркивает Морозов. — Все работы, номинированные на премию, очень точно отражают мир, в котором мы сегодня живем. Я не литературный критик, скорее, представляю в жюри практический, можно сказать „свежий взгляд“ читателя. Мне показался близким выбор тем и подходов к их раскрытию номинантами. Размытая идентичность, одиночество, новая этика и приключения вирусов. И при этом никакой безнадежности, сдержанный оптимизм и даже юмор». В числе дебютантов Нацбеста в этом сезоне отметился и министр обороны страны Сергей Шойгу, выпустивший сборник рассказов «Про вчера» — серию ностальгических новелл, основанных на воспоминаниях времен позднего СССР и первых постсоветских лет. Надо сказать, что его участие вызвало максимальный резонанс: из двадцати членов Большого жюри четырнадцать написали на «Про вчера» рецензию. Оказавшись лидером по количеству отзывов, в ряды финалистов сборник Шойгу все же не попал, набрав в итоге всего 4 балла. Еще одна примета нынешнего Нацбеста — большое количество текстов, выдвинутых на правах рукописи, что вполне объяснимо: пандемичный 2020 год для книгоиздательского бизнеса получился достаточно сложным, и не все планы были реализованы. Два неизданных текста оказались в числе финалистов, и один из них, «Стрим» Ивана Шипнигова, обрел издателя в процессе голосования: летом книга выйдет в издательстве «Лайвбук». «С издательской точки зрения отрадно видеть новые имена и еще не изданные рукописи в коротком списке, — говорит Ольга Лябина, генеральный директор издательства „Лайвбук“. — „Стрим“ — потрясающая находка именно в длинном списке премии: это нечастый и, надеюсь, плодотворный симбиоз издательского выбора и внимания жюри премии, что очень хорошо. Мы влюбились в текст, с волнением читали новые отзывы на сайте премии, которые так часто совпадали с тем, что мы обсуждали в редакции. Совершенно покорила языковая форма романа, ирония, трогательные, наивные, такие узнаваемые герои, поток городской жизни, где за будничными делами вся наша с любым регистром жизнь». И издатели, и члены жюри приветствуют новый формат, и вполне вероятно, что на будущих Нацбестах номинантов-рукописей станет еще больше. На взгляд Ольги Лябиной, Нацбест 2021 создал замечательный прецедент того, как премия бесстрашно открывает имена и произведения на самой ранней стадии, не опираясь на фильтр издательств или уже сложившуюся репутацию текста или автора. С коллегой согласна и Елена Шубина. «Появление номинантов-рукописей дает возможность не упустить что-то новое, интересное, — говорит она. — Премиальный цикл Нацбеста продолжается три месяца. За это время рукопись может стать книгой, и ей — почему нет — премия может стать подарком. Кстати, и некоторые другие литературные премии рассматривают рукописи». Среди номинантов практически не было произведений, написанных на историческом материале. Большинство номинированных авторов пишут о дне сегодняшнем, а Вера Богданова даже выстраивает антиутопический сценарий будущего. «Такая потребность всегда присутствует в бурные времена, когда приходится постоянно делать личный выбор, принимать личные решения под давлением масштабных обстоятельств. Мы видим, как меняется мир, глобальный и индивидуальный, и хотим понять суть этих изменений»., — полагает Дмитрий Морозов. Победитель Нацбеста-2021 получит 600 тысяч рублей. Десять процентов от этой суммы достанутся номинатору. Размер премии для каждого из четырех других финалистов составит 60 тысяч рублей. Галина Столярова

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх