РОСБАЛТ

572 подписчика

Свежие комментарии

  • Konstantin Петров
    Ну и что? Мои дети отдыхали в Крыму. Лагерь на 800 детей, треть переболела и прошла через местный карантин. Как прави...В лагере для дете...
  • Galina Molotskova (Амбросовская)
    Они были одни?На Московском вок...
  • Хакимжон Ходжамов
    Переход на латиницу искусственная проблема для Республики .Почему Каракалпак...

Постапокалиптический «Оскар» для «Земли кочевников» нашего времени

Постапокалиптический «Оскар» для «Земли кочевников» нашего времени

25 апреля состоялась церемония вручения премии «Оскар», которую не может обойти вниманием ни один человек, имеющий какой-либо интерес к массовой культуре. Можно много спорить о соотношении подлинного искусства и чистой конъюнктуры в подборе и распределении наград, но «Оскар», безусловно, является отражением духа современности, диктует некоторые правила и ориентиры, а порой и опережает время, транслируя нечто пророческое. В этом году мир увидел, как на исторической церемонии сказалась пандемия коронавируса, повлиявшая на все без исключения культурные сферы жизни общества. Массовые мероприятия долгое время были недоступной роскошью, в связи с чем вручение премии было перенесено на два месяца, а в ее регламент внесли некоторые изменения. В частности, на «Оскар» номинировались фильмы, вышедшие на потоковых сервисах и не показанные в кинотеатрах из-за ограничений. Также было уменьшено количество номинаций, формат мероприятия был более лаконичным и скромным, а телерейтинги обрушились более чем в два раза по сравнению с прошлым годом. Громких и широко разрекламированных блокбастеров в числе номинантов не было из-за кризиса кинотеатров, поэтому социальная повестка, на которой в основном держится независимое кино, была как никогда злободневна и актуальна.

В частности, церемония 2021 года стала рекордной по количеству «женских» номинаций, не было забыто также расовое и этническое многообразие. Но некоторые победы все же оказались неожиданными: яркий фильм об афроамериканской культуре «Ма Рейни: Мать блюза» был удостоен лишь награды за грим и костюмы, а статуэтка за лучшую мужскую роль досталась не Чедвику Боузману (темнокожему актеру, который мог получить награду посмертно), а представителю старой школы Энтони Хопкинсу, сыгравшему в фильме «Отец» роль аристократа, страдающего старческой деменцией. При этом награды за роли второго плана получили Дэниел Калуя — британский актер африканского происхождения, сыгравший в фильме «Иуда и Черный мессия», и кореянка Юн Ёджон за роль в картине «Минари». Но особого внимания заслуживает, конечно, фильм, признанный в этом году лучшим, — работа Хлои Чжао «Земля кочевников», драма, посвященная людям без дома и близких, жителям абстрактной пустынной Америки, которая беспредельно далека от того красочного образа, который ассоциируется с этой страной у массового зрителя. Чжао, у которой в активе пока немного полнометражных работ, стала победительницей в номинации «режиссура», а награду за лучшую женскую роль получила Фрэнсис Макдорманд, сыгравшая в «Земле кочевников» роль пожилой американки, скитающейся по стране в своем фургоне. Если отбросить ликования по поводу победы феминизма и мультикультурности (Хлоя Чжао стала второй обладательницей «Оскара» за режиссуру как среди женщин, так и среди азиатов), то к фильму возникает много вопросов чисто художественного характера. Чего в нем точно не прослеживается, так это стремления понравиться зрителю. Но всегда ли это похвально? Избыточная серьезность, недосказанность и аскетизм нередко оказываются банальным высокомерием, не несущим никакой творческой искры, но искусно пускающим пыль в глаза неискушенной публике. И, как в данном примере, умело отражающем социальные тренды и настроения. В «Земле кочевников» в первую очередь бросается в глаза тусклая палитра, убаюкивающий звуковой ряд и отсутствие динамики, да и вообще сюжета как такового. О главной героине Ферн мы знаем то, что она потеряла мужа и после этого утратила всякое желание привязываться к месту обитания и «корням». Ей не нужен комфорт, она готова перебиваться случайными заработками, скромно питаться и справляться с естественными нуждами в походных условиях. То, что последнее демонстрируется на экране слишком откровенно, не идет фильму на пользу: достаточно было обозначить это косвенным образом. Также Фрэнсис Макдорманд проявила актерскую смелость, появившись в кадре полностью обнаженной (никакого особого подтекста в этом нет — только сухая будничность). Роуд-муви — в целом интересный и романтичный жанр с большим потенциалом, но «Земля кочевников» абсолютно его не реализует, сосредотачивая внимание зрителя на крупных планах, затянутых и ничем не заполненных паузах и необязательном безмолвии. Некоторый огонек вносят непрофессиональные исполнители, сыгравшие по сути самих себя, — Линда Мэй, Суонки и Боб Уэлсс, в то время как опытный актер Дэвид Стрэтэйрн смотрится довольно вяло, и роль его персонажа в судьбе Ферн прописана как-то мимоходом. В финале зритель не получает собственно никакой развязки и авторского ответа, героиня продолжает кочевую жизнь, по сути — плывет по течению. Можно объяснить это тем, что на склоне лет уже и не надо думать о каких-то свершениях и переустройстве жизни, человек имеет право на покой, а уж каким он его видит лично для себя, никого не касается. Но если уж такая история выносится на публичное обозрение, значит, за ней непременно стоят какие-то цели и намерения. И здесь, похоже, они состояли в том, чтобы показать мир, в котором нам предстоит жить после недавних потрясений, затронувших все сферы. Но в первую очередь это сфера потребления, украшательства и досуга. Люди, показанные в «Земле кочевников», выживают именно благодаря тому, что не думают о завтрашнем дне, равнодушны к комфорту, одежде и пище (им хватает самого примитивного поддержания сил), не отягощаются философией, рефлексией и заботой о чужом мнении. Но в фильме это, строго говоря, их личный выбор, а реальность исподволь диктует эти правила, с которыми придется адаптироваться к новым обстоятельствам. Официально — во имя борьбы с пандемией, а реальные основания остаются за плотной завесой, которую, в частности, ткет для нас и расхваленное маститыми академиками кино. Людмила Семенова

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх